Немногим более ста лет назад, в начале 1900-х годов, русский композитор Николай Римский-Корсаков приступил к своей четырнадцатой, предпоследней, опере. Сюжетом её стали две древнерусские легенды XIII века — о «Невидимом граде Китеже» и сказание о святой княгине Февронии Муромской, которые крепко соединились в сознании композитора.
В легенде о Китеже реальные события эпохи татаро-монгольского владычества приобрели фантастическую окраску: град был спасён от разорения татарами божьим промыслом — он сделался невидимым и стал местом идеальной жизни.
Вместе с поэтом Владимиром Бельским Римский-Корсаков долго и скрупулёзно работал над либретто, источником которого стали летописи, легенды, сказания, народные песни, былины и духовные стихи.
Композитор был весьма доволен либретто, оно получилось выдающимся, сочетающим эпос и лирику, героику и фантастику, а главное — совершенно русским.