Экотропа «Все дороги ведут на Иднакар», Глазовский район
Место
Глазовский район
Длительность
1,5 –2,5 часа
Тип маршрута
Экотропа
Информация о маршруте
Протяженность: 7 км
Время на маршруте: 1,5 –2,5 часа.
Сложность (начинающий, продвинутый, специалист) – начинающий
Вид маршрута (линейный, радиальный, кольцевой, смешанный): смешанный
Тип маршрута (пеший, вело, лыжный, авто): пеший, вело
Наличие сотовой связи, интернета: доступная связь
Доступность для посещения с детьми: допускается
Доступные месяцы: с апреля по ноябрь
На этом пешем маршруте можно взглянуть на город Глазов с высоты птичьего полета и сделать красивые видовые фотографии. И – узнать много нового.
Археологи уверены, что уже VII–V тысяч лет назад по будущим улочкам и окраинам сегодняшнего Глазова ходили люди. Они выслеживали зверя в здешних лесах, ловили рыбу, обменивались необходимыми в быту вещами и делились друг с другом информацией. Об этих предшественниках глазовчан известно по археологическим находкам каменных орудий, оставленных или потерянных когда-то в нашей земле охотниками и собирателями эпохи неолита. Первые долговременные жилища появились на территории Глазова в средневековье. Более тысячи лет назад, в IX веке, в западной части Солдырской гряды были построены крепостные стены Иднакара. По следам его жителей – умелых ремесленников и охотников могут сегодня пройти туристы. По пути их следования будут установлены «места для отдыха» - «привалы», а также скамейки, урны, навесы и инфостенды, стилизованные под общую эстетику тропы.
«Начало маршрута». Мост через реку Чепца в парке Заречный
58.1416060, 52.675051
Существует легенда, что свое название река Чепца получила после того, как то ли проезжавшая через нее по мосту, то ли проплывавшая на лодке императрица Екатерина Великая уронила в воду свой чепец (на самом деле нет ни одного документального свидетельства того, что Екатерина II бывала в этих местах, но легенда оказалась очень живучей).
Сейчас Чепца обмелела, но 200 лет назад она была полноводной и богатой рыбой. Благодаря рыбному изобилию на столах местных жителей были привычными такие блюда: уха стерляжья, сом с хреном и огурцами, проги длинные с тельным из щуки, пироги вислые с осетриной, судаки копчёные с грибами, окуни в рассоле, жареные лещи со сметаной. щука запеченная с редькой и т.д. Есть версия, что название реки связано с удмуртским словом «чипей» - щука.
До нашего времени даже дошла городская легенда о столетней щуке, громадных размеров, которая лежит она неподвижно на дне реки с открытым ртом в ожидании добычи, вся обросшая речными водорослями и ракушками. Обитает это чудовище совсем недалеко от города – в том районе Чепцы, который когда-то звался Грязями (не доезжая до Солдыря).
Есть и романтическая версия названия реки: Чепца от удмуртского «чупчи» – поцелуй реки или возможно «поцелуй реку».
Чтобы увековечить историю и все легенды Чепцы, здесь может появиться малая архитектурная форма «Екатерина на лодке с золотой цепью целует щуку».
«Глубокое озеро и его обитатели. Близ Камы»
По рассказам краеведов, озеро, которое с виду кажется просто оврагом с водой, на самом деле старожилы называют «Бездонное» или «Глубокое озеро», а глубина его достигает более 10 метров. Поговаривают, что именно в этом озере был затоплен секретный груз с бронепоезда армии Колчака.
Кстати, по-удмуртски «бобр» - «кама». Может быть, название самой крупной реки Удмуртии связано с тем, что на ее притоках всегда было много бобриных плотин? Или с тем, что по реке перевозили много пушнины, а у бобров покупатели ценили не только теплый мех, но и 2бобровую струю» - ее использовали в медицине и парфюмерии.
Развилка «Адам-Понино», указатель «Копоушка»
58.150861,52.699911
Перекресток дорог, ведущих в сторону городища Иднакар (направо) и в сторону Понино (налево). Хутор впервые упомянут в переписной книге в 1678 году как починок Ершов. Название, возможно, произошло от угро-финского «ерша»: «ер» - земля, место, «ша» - древнее название источника, и значит «место у лесного озера на берегу реки».
Здесь может появиться указатель в виде «копоушек». Копоушка – это миниатюрная ложечка из кости или металла. Копоушки были широко распространены у средневековых народов, используются они и сегодня. Чепецкие копоушки отличаются от других характерной орнаментацией и своеобразной формой навершия, напоминающей головки двух коней. Кстати, среди найденных в городище Иднакар копоушек нет двух одинаковых! Функций и этих миниатюрных предметов могло быть несколько – «уховертка», украшение и амулет-оберег.
«На реке Пызеп»
58.149566,52.722411
Бытует легенда о том, что в недрах Солдырской горы существуют подземелья (пещера, катакомбы), оставшиеся от древних жителей. По другой версии в Солдырской пещере спрятан клад одного из владельцев водяной мельницы, стоявшей некогда на реке Пызеп. А может быть, что-то ценное зарыли на Солдыре глазовские купцы, которые во время Гражданской войны, в 1919 году, ушли из Глазова вместе с отступающей армией Колчака – с тех пор живет байка о спрятанном на горе оружии и боеприпасах. А еще территория изобилует историями то ли про Водяного (Вумурта), то ли про огромного сома (злого, способного утащить на дно даже человека) в этой речной стороне.
Здесь может появиться малая архитектурная форма – Вумурт с мельничным жерновом.
«Конечная точка маршрута. Иднакар»
58.149074, 52.730803
Это территория Памятника федерального значения «Городище Иднакар». Иднакар – бренд самого северного города Удмуртии, Глазова. Более 60 лет назад городище вошло в список охраняемых памятников археологии, истории и культуры федерального значения. В 1997 году создан одноимённый историко-кyльтурный музей-заповедник. Базой для него стал уникальный памятник археологии IX–XIII веков нашей эры - городище Иднакар, расположенное на горе Солдырь. Это один из наиболее полно сохранившихся и изученных археологических объектов средневековой финно-угорской культуры в Прикамье. На площади 40 000 кв.м. есть мощная система укреплений, очень богатый культурный слой, где археологи находят уникальные материалы. Природа вокруг объединяет исторические и экологические объекты.
В 2022 году на территории городища Иднакар были установлены несколько камней-валунов, которые стали частью нового маршрута, созданного в рамках проекта «Остов сокровищ» (проект развивает идею создания виртуального музея средневекового погребального обряда). Создана виртуальная и дополненная реальность по проекту и внесена в очки виртуальной реальности (4 единицы очков), уже сегодня здесь можно окунуться в таинственный мир средневековья.
Описание страшноватой, но всегда притягивающей посетителя темы выполнено благодаря антропологическим исследованиям: в ходе проекта ученые выяснили, как жил и от чего мог умереть конкретный человек, живший когда-то на Иднакаре. Погребальный инвентарь расскажет о нуждах человека 1 000 лет назад и о его представлениях, как эти вещи могли бы служить в потустороннем мире. Сохранившиеся детали костюма раскроют взгляды на эстетику, а место и способ захоронения дадут современному человеку понимание концепта «душа» с точки зрения древних людей. Туристы смогут осмотреть места захоронений через экраны планшетов и телефонов, как бы «просвечивая землю рентгеном». Прямо под их ногами откроются погребения, в которых можно будет разглядеть виртуальные экспонаты. Просмотр виртуального контента будет доступен по Пушкинской карте через считывание QR-кода.